pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Вопросы без ответов...


Впрочем, один из возможных ответов (предположений) я все-таки попробую привести.

Мне уже приходилось писать на тему богооставленности. Это весьма непростое, можно сказать, таинственное явление, которое испытывали в личной жизни многие святые, начиная с преп. Антония Великого, когда он боролся с бесами на пределе своих сил, и кончая Силуана Афонского. Можно также привести в пример и католических святых (Терезу Авильскую или Хуана де ля Крус), которые писали о темной мистической ночи.

Сначала – изобилие благодатных даров, дерзновение апостольской и мученической веры, для которой нет никаких преград и которая может двигать горы (см. Мф. 21, 21), притом, что горы – это скорее всего окаменевшие и отяжелевшие сердца окружающих людей, равнодушных или враждебных ко Христу. Затем – долгий период врастания земной Церкви в историю, ее внешнего и количественного умножения, как, впрочем, и многочисленных разделений внутри нее; разработки систематического богословия, попытки «симфонии» с мирской властью и при всем при этом – постепенный «отход» благодати, оскудение духовных даров и обмирщение церковной жизни. Высшие служители церковные все чаще и чаще при этом напоминают по своему поведению мирских князьков-феодалов, а нравы большинства христиан, принявших веру не столько по личному убеждению, сколько по традиции, вряд ли чем качественно отличаются от языческих. Неизбежно растет оппозиция официальной традиционной церковности, которая приводит в конце концов к реформации, секуляризации, революциям… Христиан станут обвинять во всех мыслимых и немыслимых грехах, как это было в первоначальный период гонений в Римской империи. Но, в отличие от тех первых веков мученичества, последующие христиане чаще всего сами будут подавать к этому повод! А невиновным и непричастным праведникам, ревностным служителям Христа, на которых вся Церковь во все времена и стояла, придется нести бремя ответственности и разделять его со всеми остальными перед разуверившимся миром – и так всегда было и будет… Личный период богооставленности неизбежно в таких случаях накладывается на общее состояние оскудения духовных даров, в котором пребывает церковное сообщество. И это может быть вдвойне тяжелым и невыносимым.

Таким образом, кроме личных судеб, богооставленность может постигать и целые церковные сообщества. Или по причине увлечения слишком земными, слишком человеческими вещами, затмевающими "единое на потребу", или по тому же таинственному испытанию, какое постигало отдельных святых угодников, или по тому и другому сразу. В более жестком или резком варианте обычно говорят, что "кого Бог хочет наказать, того лишает разума". В некоторые моменты затмения могут постигать целые народы или сообщества. Одержимостью какой-нибудь земной идеей, идеологией - либеральной, национальной, имперской, европейской, евразийской... В данном случае совершенно неважно, какой. Этой идеологии подчиняется так или иначе всё остальное. В том числе и христианские ценности интерпретируются так, как выгодно с точки зрения данной идеологии, вовлечённость в которую захватывает всё больше и больше слоев населения, включая церковные, и самих священнослужителей. Над схваткой оставаться очень трудно в подобных ситуациях, поэтому сложно судить и порицать людей, поддавшихся общей, так сказать, "соборной" идеологической струе. Но, к сожалению, под православно-христианской риторикой на первом месте остаются всё-таки земные и относительные вещи, которые удивительным образом начинают абсолютизироваться. А несогласные или сомневающиеся в этой общей струе рискуют попасть в маргиналы, в изгои от своих же сограждан. Их будут обвинять в "теплохладности", например, приводя слова того же Писания. В релятивизации добра и зла...

В этой ситуации остаётся молить Бога не просто о мире (обе враждующие стороны молятся на словах за мир, но на практике выходит лишь "хочешь мира - готовься к войне"). Лично я молюсь о том, чтобы враждующие стороны поскорее выдохлись от взаимных обвинений, устали бы побыстрей воевать и искать среди себя "пятые колонны", "пособников сепаратистов" или кого-то еще, пришли бы себя, хотя бы чуть-чуть прочувствовав правду другой, "вражеской" стороны и подумав, как далеко уже они зашли в этом опьяняющем патриотическом угаре и как горьким может быть пробуждение от него. Демонизация и расчеловечивание россиян, приравнивание к Гитлеру президента РФ со стороны украинцев или сочувствующих им в самой России ничуть не лучше создания жуткого монстра из "бандеровцев" или же обзывательств со стороны русских патриотов унизительными словами сторонников неудавшейся в феврале 2014 революции в Киеве. Каждое очередное унижение друг друга лишь повышает градус последующего озлобления или, по меньшей мере, бесчувственности. Ад здесь становится не только "загробным фейсбуком", по выражению С. Худиева, но сама земная жизнь усилием многих людей рискует постепенно в него превратиться, причем незаметно для них самих. И богооставленность в еще более жесткой и горькой форме здесь будет неизбежным и закономерным явлением.
Tags: жизнь церковная, жуть, люди, полемика, политика
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 114 comments