pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Братство, свобода, равенство"?..

Не мой текст. Весьма актуальные соображения. Впрочем, после прочтения возможны и некоторые возражения на них.

"За последних триста лет в Европе произошли две кровавые революции: французская и русская. Французская революция свою программу выразила тремя словами: свобода, равенство и братство. Следовательно, братство у нее было на последнем месте. С тех пор французская революция мучается, пытаясь осуществить лишь идею свободы, а идеи равенства и братства и не стоят еще на повестке дня.
Русская революция преуспела в осуществлении другой идеи французской революции, в равенстве, а идеи свободы и братства замолчала.
Революция равенства не только не добилась до сегодняшнего дня равенства, но поделила русский народ на три касты: пресытых, несытых и голодных, или: полноправных, малоправных и бесправных.
Почему обе эти революции, свершившиеся в христианском мире, ставили идею братства на последнее место или совсем ее презирали, как некую Золушку среди идей?
Ответ ясен. Потому, что обе эти революции были атеистические, обе отрицали существование Бога. А когда отвергается Бог, тогда нелогично говорить и о братстве людей. Где нет общего Отца, там нет и братства. Смешно было говорить людям: мы все братья, хотя не имеем единого отца!
Следовательно, где не признается единый Отец всех людей, там нет и братства. Где нет братства, там непрерывная злоба, неудовлетворенность и древнее роковое состязание во зле. Поэтому я считаю, что обе эти европейские революции начались не с того края, ставя то, что должно быть в начале, на последнее место. И когда революционеры атеисты время от времени произносили слово братство, они имели в виду не истинное братство, но братство утилитарное, подразумевая под братством объединение людей на паях, организованное по их методу. А если бы вожди революционеров обеих европейских революций поставили бы идею истинного братства на первое место, они не опозорили бы свои имена столькими злодеяниями.
Что же делать?
Нужно переставить слова и говорить так: братство, свобода и равенство. Или просто — братство, и достаточно. Ибо где есть братство, там будут и свобода, и равенство.
Но изменить последовательность этих слов нелегко. Это могло бы быть целью некой третьей революции.
Эта третья революция, по правде говоря, начата гораздо раньше двух этих европейских революций, она началась задолго до двадцатого столетия. И она еще идет и будет идти. Логика этой революции такова: Единый Отец на небесах, единое братство людей на земле, одно лишь состязание между людьми — состязание в добре".

Фейсбук, у Александр Ткаченко
=======================================================================================
Впрочем, при всей верности этих рассуждений, сколько ни говори "халва", но во рту слаще не станет. То же самое и про братство, и про Бога; еще великим пророком было сказано: "этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня" (Ис. 29, 13).
Ну и революции никакой на самом деле в этом третьем случае нет. Самая настоящая ЭВОЛЮЦИЯ как раз. Или даже инволюция. Большинство христиан давно уже гораздо более индивидуалистичны, чем братолюбивы. Но братолюбие нельзя просто провозгласить, тем более, организовать, иначе очередной колхоз получится. И братолюбие возможно при искренней и живой вере в Бога как любовь и источника всякого братства! Отец-то сам тоже может восприниматься по-разному. При неудачных личных опытах жизни с родными отцами поневоле и проекции на Бога получатся соответствующие. И при неудачных опытах общения в братстве, соответственно, с большой вероятностью возникнет аллергия и на слово "братство".
А еще уместно вспомнить мысль Н.А. Бердяева:
"Самые страшные формы безбожия обнаруживаются совсем не в воинствующей и страстной борьбе против идеи Бога и против самого Бога, а в безбожии жизненно-практическом, в равнодушии и мертвенности. Эти формы безбожия мы часто встречаем у формальных христиан (...) Негодование христиан против атеистов, против воинствующих безбожников часто бывает дурным. Их извращенное понятие о Боге, их безбожная жизнь вызвали это безбожие. Богу приписывали самые дурные свойства - самодовольство, самодурство, жестокость, любовь к низкопоклонству... Безбожники могут быть лучше тех, которые говорят: "Господи, Господи".
Tags: жизнь, история, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments