pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Вот матерь Моя и братья Мои"...

...Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

(от Матфея, гл. 12, из чтения сегодняшнего дня).
Обычное и преобладающее понимание этих слов Иисуса: родство духовное выше родства кровного. Это, безусловно, так. Однако есть, на мой взгляд, еще один момент, о котором обычно многие забывают.

Иисуса желает видеть очень много людей. И Он перед ними не отдаёт какого-то специального предпочтения и внимания своим ближайшим родственникам по крови.*** Он не хочет их выделять перед остальными ни в чём. И это само по себе не менее важно, чем иерархия ценностей в плане родства. Вспоминается история, поведанная у прот. Михаила Ардова в его книге "Мелочи архи-, прото- и простоиерейской жизни": одну жену какого-то обновленческого архиерея (дело было в послереволюционной России 20-х годов) назвали по общей привычке "матушкой". А она в ответ категорично возразила: "Я не матушка. Я - владычица!". И уже в этом самом по себе эпизоде автор видит всю неприглядную низость и никчемность всех этих обновленцев: не дай Бог, чтоб такие "владычицы" верховодили на приходах или епархиях!..

Но на самом деле подобные явления могут иметь место у вполне традиционно настроенных священнослужителей. Разве иные матушки не командуют на приходах, не распоряжаются чьими-то судьбами? Разве от иных родственниц архиереев (иногда в монашеском постриге, так сказать, келейниц) не зависит вся обстановка в епархии, разве перед некими "особами, приближенными к императору" не трепещет большая часть епархиального духовенства?.. Семейственность и клановость на востоке вообще всегда были распространены, и вот Иисус категорически отвергает всякую претензию на какие-то близкие и родственные связи.
=================
***Иоанн Златоуст это место вообще комментирует в весьма прохладных выражениях по отношению к Матери Иисуса:
""Я говорил, что и возраст, и пол, и пустынножительство, и тому подобное бесполезны, когда нет доброго расположения. А теперь мы узнаем еще более: без добродетели нет никакой пользы и Христа носить в чреве и родить этот дивный плод. Это особенно видно из приведенных слов. "Когда же Он еще говорил к народу", говорит евангелист, "некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобой". А Христос отвечает: "кто Матерь Моя? и кто братья Мои"? Это говорит Он не потому, чтобы стыдился Матери Своей, или отвергал родившую Его (если бы Он стыдился, то и не прошел бы сквозь утробу ее); но желал этим показать, что от того нет ей никакой пользы, если она не исполнит всего должного. В самом деле, поступок ее происходил от излишней ревности к правам своим. Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном, о Котором она еще не думала высоко; а потому и приступила не во время. Итак, смотри, какая неосмотрительность со стороны ее и братьев! Им надлежало бы войти и слушать вместе с народом, или, если не хотели этого сделать, дожидаться окончания беседы, и потом уже подойти. Но они зовут его вон, и притом при всех, обнаруживая через это излишнюю ревность к правам своим и желание показать, что они с большой властью повелевают Им."" (беседа 44 на евангелиста Матфея).

Или в другой беседе, на еванг. Иоанна (21-ой), святитель пишет, комментируя стих "Что Мне и Тебе, жено? Еще не пришел час Мой":
""Он начал уже открывать Себя, чем был – и через свидетельство Иоанново, и через то, что сам говорил ученикам. А прежде всего этого само зачатие Его и все, по рождении Его последовавшие, события внушали Матери Его высокое понятие о Нем. "И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем" (Лк. 2:52). Отчего же, скажешь, она не выражала этого прежде? Оттого, как я сказал, что Он сам только тогда начал открывать Себя. А дотоле Он жил, как обыкновенный человек. Потому-то они не говорила Ему этого прежде. Как скоро услышала, что ради Его пришел Иоанн и дал о Нем такое свидетельство, и что Он имеет уже учеников, то уже смело просит Его и, при недостатке вина, говорит: "вина нет у них". Она хотела и гостям угодить и себя прославить через Сына. Может быть, она при этом имела в мыслях что-либо человеческое, подобно Его братьям, которые говорили: "яви Себя миру" (Иоан. 7:4), желая приобрести и себе славу Его чудесами. Поэтому-то и Христос так сильно отвечал ей: "что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой" (ст. 4)"".
Из этих отрывков, в частности, ясно, что в особую безгрешность Матери Божией в IV веке вряд ли верили повсеместно, как позднее это оформится у православных и католиков.
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments