pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

На Рождество Иоанна Предтечи. Один из вариантов евангельского чтения

(Из "Еврейского Нового Завета" (Jewish New Testament). Русский вариант перевода с учетом оригинальной еврейской специфики.)

Во времена Ирода, царя Йегуды, был коген по имени Зехарья, входивший в смену Авия. Его жена была из рода Агарона, звали её Элишева. Оба они были праведны перед Богом и неукоризненно следовали всем мицвот и постановлениям Адоная. Однако у них не было детей, потому что Элишева была бесплодна; а оба были уже в летах.
Однажды Зехарья выполнял обязанности когена, когда его смена совершала служение перед Богом, и ему выпал жребий (согласно традиции коганим) войти в Храм и совершить всесожжение. Все находились снаружи и молились, пока совершалось всесожжение, как вдруг справа от жертвенника перед Зехарьей предстал ангел Адоная. Увидев его, Зехарья пришёл в ужас. Но ангел сказал ему: «Не бойся, Зехарья, потому что молитва твоя была услышана. Жена твоя Элишева родит тебе сына, а ты назови его Йохананом. Он станет радостью и утешением для вас, и многие будут радоваться его рождению, так как он будет велик в глазах Адоная. Он не будет пить вина и других крепких напитков и ещё во чреве матери будет исполнен Руахом ГаКодеш. Многих из народа Израиля обратит он к Адонаю, Богу их. Он выйдет перед Адонаем в духе и силе Элиягу, чтобы возвратить сердца отцов к детям, и непокорных – к мудрости праведных, чтобы приготовить для Адоная народ.
Зехарья сказал ангелу: «Как я могу быть уверен в этом? Ведь я старый человек, жена моя тоже в летах». «Я Гавриэль, - ответил ему ангел, - и стою в присутствии Бога. Я был послан говорить с тобой и сообщить тебе эту радостную весть. Теперь же, поскольку ты не поверил сказанному мной, и что оно исполнится в должное время, ты будешь молчать и не сможешь говорить до того дня, как это всё произойдёт.
Между тем люди ждали Зехарью, удивляясь тому, что он так долго находится в Храме. Когда же он вышел и не мог говорить, они поняли, что он видел в Храме видение. Не говоря ни слова, он объяснялся с ними жестами.
Когда время его служения в Храме подошло к концу, он вернулся домой. Вслед за тем его жена Элишева зачала и в течение пяти месяцев жила в уединении, говоря: «Адонай сделал это для меня, проявил ко мне благосклонность в эти дни, сняв с меня позор».
………………………………………………………
Элишеве настало время рожать, и она родила сына. Её соседи и родственники узнали о том, как добр был к ней Адонай, и радовались вместе с ней.
На восьмой день они пришли сделать ребёнку брит-милу.
Они уже собирались назвать его Зехарьей, в честь отца, но мать его громко сказала: «Нет, нужно назвать его Йохананом». Они сказали ей: « У вас в роду никого так не звали», и спрашивали отца жестами, как бы он хотел его назвать. Тот подал знак, чтобы ему принесли дощечку, и ко всеобщему удивлению написал на ней: «Имя ему – Йоханан». И в этот момент к нему вернулся дар речи, и первыми его словами была браха Богу. Все соседи были охвачены благоговейным страхом; и по всей горной области Йегуды люди говорили о том, что произошло. Все. Кто слышали об этом, задавались вопросом: «Кем же будет этот ребёнок?». Так как несомненно рука Адоная была с ним.
Отец ребёнка, Зехарья, наполнился Руах ГаКодеш и произнёс пророчество:
Да будет возвеличен Адонай, Бог Израиля…
Ты, дитя, назовёшься пророком ГаЭльйона;
Ты выйдешь перед Господом, чтобы
приготовить Ему путь…
Ребёнок рос и становился сильным в духе, и жил в пустыне до тех пор, пока не пришло время появиться открыто перед Израилем.
=================================================================================
Из песнопений праздника.
"Господи, воззвах", Андрея Критского, стихира:
Явился в сей день великий Предтеча, / от бесплодных недр Елисаветы произойдя, / больший всех пророков пророк, / кому нет подобного и не восставал: / ибо за светильником – Предтечей – Свет следует пресветлый, / и за гласом – Слово, / и за устроителем брака – Жених. / Он готовил Господу народ особенный / и для Духа предочищал его водою, / Захарии отпрыск и пустыни прекраснейший питомец, / покаяния провозвестник, / очищение от согрешений, / пребывавшим во аде благовествовавший из мертвых воскресение / и ходатайствующий о душах наших.

Иоанн всехвальный / и вселенский апостол, / Гавриила благовестие, / и неплодной отрасль, / и пустыни прекраснейший питомец, / и истинный друг Жениха Христа! / Моли Его о помиловании душ наших.

Слава, глас 6. Византийца:
В сей день светильник Света / предуготовляет путь для пришествия Слова Божия, / как звезда светлая; / в сей день язык Захарии ясность обрел, / молчанию научившись по велению Ангела; / ибо так подобало, чтобы отец Гласа / не хранил уже молчание, / когда тот из чрева неплодной произошел, / но благовествовал об искуплении всего мира / со дерзновением многим.
И ныне, глас тот же:
Елисавета зачала Предтечу благодати, / Дева же – Господа славы; / целовались обе матери / и младенец взыграл, / ибо раб внутри восхвалял Владыку. / Удивившись же, матерь Предтечи начала возглашать: / "Откуда это мне, / что Матерь Господа моего пришла ко мне? / – Дабы спасти людей отчаявшихся!" / Имеющий великую милость, слава Тебе!

На литии, Слава, глас 5, Андрея Критского:
Пророков предел и начало апостолов, / земного Ангела и Небесного человека, / глас Слова, воина и Предтечу Христова, / по обетованию, о нем данному, заранее взыгравшего / и провозгласившего до рождения своего о Солнце Правды, / в сей день Елисавета рождает и радуется, / и дивится Захария, один из совета старцев, / молчанию, как оковам, подвергшийся пред тем. / И ныне как родитель гласа он пророчествует яснейшим образом: / "Ведь ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо / и пойдешь пред Ним приготовить пути Ему!" / Потому, Ангел, пророк, апостол, воин, / Предтеча, Креститель, и провозвестник покаяния, / и путеводитель к Свету, как голос Слова, / непрестанно ходатайствуй о нас, / с верою совершающих твою память.

Слава, "на стиховне", глас 8. Кассии монахини:
Ныне Исаии пророка глас исполнился / в сей день, при рождении величайшего из пророков Иоанна: / "Ибо вот", – сказано, – "пошлю Я Ангела Моего пред лицом Твоим, / который приготовит путь Твой пред Тобою". / И этот, словно воин, впереди Небесного Царя поспешив, / воистину правые пути устраивал Богу нашему; / человек был он естеством, Ангел же житием, / ибо совершенную чистоту и целомудрие возлюбив, / имел то, что согласно с естеством, / избежал же того, что против естества, / выше естества подвизавшись. / Ему, все верные, в добродетелях подражая, / молим его ходатайствовать о нас / во спасение душ наших.
И ныне, глас тот же:
Взирай на Елисавету, с Девой Марией беседующую: / "Что пришла Ты ко мне, Матерь Господа моего? / Ты Царя носишь, а я – воина. / Ты – Законодателя, а я – вводящего закон. / Ты – Слово, а я – глас, / возвещающий Царство Небесное!"

Тропарь, глас 4

Пророк и Предтеча пришествия Христова, / достойно восхвалить тебя не можем мы, / с любовью почитая тебя; / ибо бесплодие родившей и немота отца окончились / славным и священным твоим рождеством, / и воплощение Сына Божия миру возвещается.
Tags: богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments