pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

На Рождество Иоанна Предтечи. Один из вариантов евангельского чтения

(Из "Еврейского Нового Завета" (Jewish New Testament). Русский вариант перевода с учетом оригинальной еврейской специфики.)

Во времена Ирода, царя Йегуды, был коген по имени Зехарья, входивший в смену Авия. Его жена была из рода Агарона, звали её Элишева. Оба они были праведны перед Богом и неукоризненно следовали всем мицвот и постановлениям Адоная. Однако у них не было детей, потому что Элишева была бесплодна; а оба были уже в летах.
Однажды Зехарья выполнял обязанности когена, когда его смена совершала служение перед Богом, и ему выпал жребий (согласно традиции коганим) войти в Храм и совершить всесожжение. Все находились снаружи и молились, пока совершалось всесожжение, как вдруг справа от жертвенника перед Зехарьей предстал ангел Адоная. Увидев его, Зехарья пришёл в ужас. Но ангел сказал ему: «Не бойся, Зехарья, потому что молитва твоя была услышана. Жена твоя Элишева родит тебе сына, а ты назови его Йохананом. Он станет радостью и утешением для вас, и многие будут радоваться его рождению, так как он будет велик в глазах Адоная. Он не будет пить вина и других крепких напитков и ещё во чреве матери будет исполнен Руахом ГаКодеш. Многих из народа Израиля обратит он к Адонаю, Богу их. Он выйдет перед Адонаем в духе и силе Элиягу, чтобы возвратить сердца отцов к детям, и непокорных – к мудрости праведных, чтобы приготовить для Адоная народ.
Зехарья сказал ангелу: «Как я могу быть уверен в этом? Ведь я старый человек, жена моя тоже в летах». «Я Гавриэль, - ответил ему ангел, - и стою в присутствии Бога. Я был послан говорить с тобой и сообщить тебе эту радостную весть. Теперь же, поскольку ты не поверил сказанному мной, и что оно исполнится в должное время, ты будешь молчать и не сможешь говорить до того дня, как это всё произойдёт.
Между тем люди ждали Зехарью, удивляясь тому, что он так долго находится в Храме. Когда же он вышел и не мог говорить, они поняли, что он видел в Храме видение. Не говоря ни слова, он объяснялся с ними жестами.
Когда время его служения в Храме подошло к концу, он вернулся домой. Вслед за тем его жена Элишева зачала и в течение пяти месяцев жила в уединении, говоря: «Адонай сделал это для меня, проявил ко мне благосклонность в эти дни, сняв с меня позор».
………………………………………………………
Элишеве настало время рожать, и она родила сына. Её соседи и родственники узнали о том, как добр был к ней Адонай, и радовались вместе с ней.
На восьмой день они пришли сделать ребёнку брит-милу.
Они уже собирались назвать его Зехарьей, в честь отца, но мать его громко сказала: «Нет, нужно назвать его Йохананом». Они сказали ей: « У вас в роду никого так не звали», и спрашивали отца жестами, как бы он хотел его назвать. Тот подал знак, чтобы ему принесли дощечку, и ко всеобщему удивлению написал на ней: «Имя ему – Йоханан». И в этот момент к нему вернулся дар речи, и первыми его словами была браха Богу. Все соседи были охвачены благоговейным страхом; и по всей горной области Йегуды люди говорили о том, что произошло. Все. Кто слышали об этом, задавались вопросом: «Кем же будет этот ребёнок?». Так как несомненно рука Адоная была с ним.
Отец ребёнка, Зехарья, наполнился Руах ГаКодеш и произнёс пророчество:
Да будет возвеличен Адонай, Бог Израиля…
Ты, дитя, назовёшься пророком ГаЭльйона;
Ты выйдешь перед Господом, чтобы
приготовить Ему путь…
Ребёнок рос и становился сильным в духе, и жил в пустыне до тех пор, пока не пришло время появиться открыто перед Израилем.
=================================================================================
Из песнопений праздника.
"Господи, воззвах", Андрея Критского, стихира:
Явился в сей день великий Предтеча, / от бесплодных недр Елисаветы произойдя, / больший всех пророков пророк, / кому нет подобного и не восставал: / ибо за светильником – Предтечей – Свет следует пресветлый, / и за гласом – Слово, / и за устроителем брака – Жених. / Он готовил Господу народ особенный / и для Духа предочищал его водою, / Захарии отпрыск и пустыни прекраснейший питомец, / покаяния провозвестник, / очищение от согрешений, / пребывавшим во аде благовествовавший из мертвых воскресение / и ходатайствующий о душах наших.

Иоанн всехвальный / и вселенский апостол, / Гавриила благовестие, / и неплодной отрасль, / и пустыни прекраснейший питомец, / и истинный друг Жениха Христа! / Моли Его о помиловании душ наших.

Слава, глас 6. Византийца:
В сей день светильник Света / предуготовляет путь для пришествия Слова Божия, / как звезда светлая; / в сей день язык Захарии ясность обрел, / молчанию научившись по велению Ангела; / ибо так подобало, чтобы отец Гласа / не хранил уже молчание, / когда тот из чрева неплодной произошел, / но благовествовал об искуплении всего мира / со дерзновением многим.
И ныне, глас тот же:
Елисавета зачала Предтечу благодати, / Дева же – Господа славы; / целовались обе матери / и младенец взыграл, / ибо раб внутри восхвалял Владыку. / Удивившись же, матерь Предтечи начала возглашать: / "Откуда это мне, / что Матерь Господа моего пришла ко мне? / – Дабы спасти людей отчаявшихся!" / Имеющий великую милость, слава Тебе!

На литии, Слава, глас 5, Андрея Критского:
Пророков предел и начало апостолов, / земного Ангела и Небесного человека, / глас Слова, воина и Предтечу Христова, / по обетованию, о нем данному, заранее взыгравшего / и провозгласившего до рождения своего о Солнце Правды, / в сей день Елисавета рождает и радуется, / и дивится Захария, один из совета старцев, / молчанию, как оковам, подвергшийся пред тем. / И ныне как родитель гласа он пророчествует яснейшим образом: / "Ведь ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо / и пойдешь пред Ним приготовить пути Ему!" / Потому, Ангел, пророк, апостол, воин, / Предтеча, Креститель, и провозвестник покаяния, / и путеводитель к Свету, как голос Слова, / непрестанно ходатайствуй о нас, / с верою совершающих твою память.

Слава, "на стиховне", глас 8. Кассии монахини:
Ныне Исаии пророка глас исполнился / в сей день, при рождении величайшего из пророков Иоанна: / "Ибо вот", – сказано, – "пошлю Я Ангела Моего пред лицом Твоим, / который приготовит путь Твой пред Тобою". / И этот, словно воин, впереди Небесного Царя поспешив, / воистину правые пути устраивал Богу нашему; / человек был он естеством, Ангел же житием, / ибо совершенную чистоту и целомудрие возлюбив, / имел то, что согласно с естеством, / избежал же того, что против естества, / выше естества подвизавшись. / Ему, все верные, в добродетелях подражая, / молим его ходатайствовать о нас / во спасение душ наших.
И ныне, глас тот же:
Взирай на Елисавету, с Девой Марией беседующую: / "Что пришла Ты ко мне, Матерь Господа моего? / Ты Царя носишь, а я – воина. / Ты – Законодателя, а я – вводящего закон. / Ты – Слово, а я – глас, / возвещающий Царство Небесное!"

Тропарь, глас 4

Пророк и Предтеча пришествия Христова, / достойно восхвалить тебя не можем мы, / с любовью почитая тебя; / ибо бесплодие родившей и немота отца окончились / славным и священным твоим рождеством, / и воплощение Сына Божия миру возвещается.
Tags: богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments