pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Борьба с т. наз. модернизмом в Церкви. Откуда растут корни?

Многие ныне думают, что, яростно защищая традиционные ценности и занимая консервативную позицию, они стоят за самобытность, за какой-то особый путь страны или церкви в ней. На самом деле, ничего особенного или самобытного здесь нет: в более глобальных масштабах это всё уже было пройдено от 200 до 100 лет назад.

Цитирую одну хорошую заметку:

""Пример Рима, к чему приводит идеологизация Церкви. В борьбе с модернизмом Рим отождествил себя с консервативной идеологией и одновременно резко укрепил институт папской власти. Это в конце концов привело к поддержке Ватиканом фашистских движений, воплотивших в себе квинтэссенцию консервативной идеологии. Для некоторых католиков это закончилось Нюрнбергом...
Вот вся история:
Главным действующим лицом идеологизации Римской Церкви был папа Пий IX (1846-1878). Он начинал свой понтификат как либерал, избранный при поддержке либеральной партии в курии. После революции 1848-го года, однако, он внезапно превратился в консерватора. Он начал кампанию против либерализма как внутри, так и за пределами Католической Церкви. В качестве своих идеологических врагов Рим определил длинный список различных -измов: антиклерикализм, либерализм, антипапизм, радикализм, феминизм, республиканизм, имманентизм, межконфессионализм, социализм, синдикализм, индивидуализм и интеллектуальный модернизм.
Пий X (папа с 1903 по 1914) также обратил особое внимание на борьбу с модернизмом в Церкви. В апостольском декрете "Lamentabili Sane" (1907) и энциклике "Pascendi Dominici Gregis" (1907) он судил модернизм как "синтез всех ересей" ("Lamentabili Sane", §39). В 1910 году он ввел присягу против модернизма для всего духовенства и преподавателей богословия. С целью выявления тайных последователей модернизма он поддержал секретную группу цензоров, называвшуюся "Sodalitium Pianum", а во Франции ставшую известной как "La Sapinière". Члены этой группы просматривали тексты, издаваемые католическими богословами, и выискивали в них следы неблагонадежных идеологий. Из-за действий этой группы ревнителей пострадало множество талантливых и умных людей.
Самой важной вехой в борьбе Рима с модернизмом стал Первый Ватиканский собор (1869-1870). Его догмат о папской непогрешимости в вопросах веры был, с одной стороны, богословским утверждением. С другой стороны, это была также идеологическая декларация. Эта доктрина была призвана помочь Римскому престолу бороться за свои политические права и против модернизма. Идеологическая повестка дня Римско-Католической Церкви в период борьбы с модернизмом, безусловно, была заложена в решениях I Ватиканского собора о первенстве.
Следует отметить, что антимодернизм как идеология был изобретен не Римом. Это было движение, получившее распространение в девятнадцатом веке далеко за пределами Римско-Католической Церкви. Антимодернизм во многом был инспирирован романтизмом и связанными с ним настроениями упадка, имевшими больше эстетическую, чем рациональную природу. Общеевропейский антимодернизм находил себе выражение через литературу, музыку и философию. В соответствии с ним Римская Церковь развила собственный антимодернистский стиль: неоготику в архитектуре и нео-григорианство в музыке. Римский антимодернизм нашел себе интеллектуальное выражение в виде неотомизма, который продвигался курией как главный теологический метод.
Римский антимодернизм был типичной консервативной идеологией, которая выступила против другой идеологии - модернизма. Свойством идеологии, в соответствии с ее определением, является переведение системы взглядов в политическое действие. Римская антимодернистская идеология нашла себе выражение в противостоянии либеральным политическим моделям. Это противостояние особенно радикально проявило себя в Соединенных Штатах. В 1899 году папа Лев ХIII издал энциклику "Testem Benevolentiae", где он осудил политическую систему "американизма" и, таким образом, положил конец попыткам некоторых американских епископов и духовенства примирить демократические ценности с католической верой.
Это примирение стало возможным только после Второй мировой войны, когда консерватизм, нашедший воплощение в политической программе нацистов, потерпел фиаско, и Римская Церковь уже больше не могла защищать его как Богоустановленную идеологию. Тогда работа таких богословов, как Джон Мюррей помогла Риму примириться с демократической политической системой. Это примирение произошло на Втором Ватиканском соборе и было зафиксировано в соборной декларации "Dignitatis Humanae".
Фиаско католической идеологии консерватизма, берущей начало во времена Пия IX, может быть представлено фигурой Карла Шмитта – ведущего католического антилиберального философа и богослова, который также стал одним из идеологов нацизма. Судебный процесс по делу Шмитта во время Нюрнбергского трибунала позволяет лучше понять мотивацию Второго Ватиканского собора. Эта мотивация включала в себя не только "ressorgemento", но и подспудное признание Католической Церковью ошибочности сакрализации консервативной идеологии, которая обусловила профашистские симпатии Римского престола и многих католиков во время Второй мировой войны. Второй Ватиканский собор можно интерпретировать как акт признания того печального факта, что Католическая Церковь подпала под чары радикальной консервативной идеологии, способствовавшей зверствам Второй мировой войны. По сути, Второй Ватиканский собор разрушил монополию анти-либеральной идеологии в Римско-католической церкви и десакрализировал ее.""

Архимандрит Кирилл Говорун

Краткое резюме, сделанное им же, в комментариях:
"Консервативная идеология предлагает простое решение проблемы человеческой свободы - вместо того чтобы помогать человеку научиться ею пользоваться, она просто ограничивает доступ человека к ней". Это - "недоверие человеческой свободе и ее ограничение как источник зла. Антропологический пессимизм"
Tags: жизнь церковная, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments